- АРАБСКИЕ ФОНДЫ И БАНКИ РАЗВИТИЯ
- организации, занимающиеся кредитованием развивающихся стран - импортеров нефти. Первый фонд такого рода основан Кувейтом в 1953 г., большинство других образовано после 1973 г. Создание А.ф. и б.р. связано с накоплением членами Организации* стран - экспортеров нефти (ОПЕК) крупных финансовых средств, за счет которых и формируются их средства. Все А.ф. и б.р. являются государственными (несколько частных арабских банков также носят название "банк развития" , но не играют заметной роли в рециклировании нефтедолларов, хотя и специализируются на долгосрочном кредитовании): В 1971 - 1980 гг. объем льготного кредитования странами ОПЕК других развивающихся стран превысил 40 млрд. долл. США, что немногим более 10% совокупного активного сальдо платежных балансов членов ОПЕК за этот период. Помимо А.ф. и б.р. средства выделялись как через другие международные институты, так и непосредственно центральными банками и министерствами финансов стран-кредиторов; доля же А.ф. и б.р. по отдельным оценкам составила 15-20%. Диапазон их деятельности чрезвычайно широк. Они предоставляют проектные кредиты, финансируют платежные дефициты стран-заемщиков, дефициты их государственных бюджетов, осуществляют портфельные инвестиции, занимаются учредительской деятельностью, гарантийными операциями, предоставляют техническую помощь, иногда непосредственно кредитуют закупки нефти развивающимися странами. Грант-элемент обязательств по линии официальной помощи развитию ОПЕК в 1979- 1980 гг. составлял 85%. Условия кредитов А.ф. и б.р. мало отличаются от условий фондов стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Их важная особенность состоит в том, что они носят несвязанный характер, так как страны ОПЕК не могут обеспечить их товарного наполнения. Более значительная, чем у западных кредитных инвесторов, доля ресурсов, которые А.ф. и б.р. направляют па финансирование не конкретных проектов, а той или иной программы, отражает недостаточно высокий уровень их технической экспертизы. А.ф. и б.р. обычно кредитуют проекты, техническая документация по которым подготовлена фондами "помощи" западных стран, что позволяет последним оказывать влияние на кредитную политику А.ф. и б.р. в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), Международном валютном фонде (МВФ) и других западных кредитных институтах. Получателями кредитов и субсидий А.ф. и б.р. являются свыше 100 развивающихся стран, причем основная часть средств предоставляется арабским странам. В 1971 - 1980 гг. они получили около у, всей помощи А.ф. и б.р., в том числе Египет (до исключения его в 1979 г. из всех панарабских организаций) - около 30%. Однако с конца 70-х гг. доля кредитов, получаемых остальными развивающимися странами, возрастает. Предоставление кредитов А.ф. и б.р. имело целью сгладить противоречия между ОПЕК и развивающимися странами - импортерами нефти, обеспечить членам ОПЕК их политическую поддержку. Но операции А.ф. и б.р. не оправдали надежд развивающихся стран - импортеров нефти; их кредиты не компенсировали дополнительных расходов по импорту нефти по возросшим ценам и покрыли менее 15%совокупного платежного дефицита этих стран в 1973-1980 гг. Новое повышение цен на нефть в 1979-1980 гг. еще более осложнило отношения между этими двумя группами стран, несмотря на значительное увеличение капитала и операций почти всех А.ф. и б.р. Среди А.ф. и б.р. выделяются пять национальных, два межгосударственных с глобальным охватом - Исламский банк развития и Фонд ОПЕК для международного развития, а также несколько региональных и специализированных фондов.
Внешнеэкономический толковый словарь. — М.: ИНФРА–М, Термика. И. П. Фаминский. 2001.